Сотрудники ИТМО разработали систему локальной навигации «ВОСТОК», которая помогает беспилотникам определять местоположение там, где отсутствует или неустойчиво работает GPS. Система будет полезна для дронов-ассистентов беспилотного транспорта, посадки беспилотного вертолета на палубу ледокола на Северном морском пути и доставки покупок из онлайн-магазинов прямо на подоконник загородного дома. В отличие от похожих разработок новая система точнее и быстрее определяет позицию и скорость дрона.
При навигации и построении маршрута беспилотники ориентируются на данные спутниковой системы навигации (GPS). Однако она ошибается рядом со стенами в плотной городской застройке и недоступна в закрытых помещениях вроде комнат и тоннелей. Даже два метра разницы между реальным и расчетным местоположением помешает небольшому дрону точно приземлиться на базу подзарядки или положить посылку в нужное место. Создавая системы локальной навигации, конструкторы и разработчики используют разные методы — например, расклеивают по площади посадки QR-коды. Но такой подход требует хорошего освещения и большого количества кодов различного масштаба для эффективной работы.
Научные сотрудники факультета безопасности информационных технологий ИТМО утверждают, что новая система «ВОСТОК» не нуждается в видеокамере, радаре или лидаре для ориентирования. Она рассчитывает координаты с точностью до четырех миллиметров и отслеживает скорость с точностью до двух сантиметров в секунду. «Наш метод основан на классических принципах радионавигации», — объяснил Тимофей Мельников, руководитель проекта.
Система «ВОСТОК» подходит для различных задач. На Северном морском пути она может помочь в автоматической посадке беспилотного вертолета на палубу ледокола и в автоматизации маршрутов беспилотных карьерных самосвалов. Сигнал от комплекта из двух пар модулей покрывает комнату 8х8 метров. Разработчики планируют масштабировать систему, увеличивая количество модулей и их мощность.
В дальнейшем разработка будет испытана в больших помещениях, что позволит улучшить ее функциональность и адаптивность. В перспективе система будет служить основой для создания трехмерного автопилота, который сможет управлять дронами эффективно и точно. Это облегчит выполнение рутинных задач, таких как осмотр полей или строительных объектов. Подробности о разработке предоставлены пресс-службой Университета ИТМО.
