По оценкам экспертов, к середине 2024 года доходы средних и крупных блогеров упали в среднем на 50% из-за блокировок популярных платформ и снижения маркетинговых бюджетов. Инфлюенсеры активно ищут альтернативы привычным контрактам с брендами. При этом, по данным Такпродам, прибыль блогеров, работающих с брендами на партнёрских условиях, не только не снизилась, а наоборот — выросла более чем на 20% за 2024 год.
После того как YouTube, Instagram и TikTok оказались вне досягаемости для большинства российских пользователей, у блогеров наступили тяжелые времена. Интерес брендов к аудитории блогеров не снизился — более 43% россиян признались, что инфлюенсеры влияют на их поступки, в том числе и покупки. Просто бизнесы в сложный экономический период стали больше работать с теми источниками трафика, эффективность которых проще подсчитать, и сосредоточились на легко измеримых целях — покупках, регистрациях и заявках.
Рекламные бюджеты потекли мимо блогеров, привыкших к фиксированной оплате за контент. Платформа привлечения внешнего трафика для селлеров маркетплейсов «Такпродам» проанализировала более 12 миллионов заказов, привлечённых создателями контента для российских брендов и выяснила, какие шаги и категории товаров позволили блогерам увеличить заработок.
Немного проще пришлось тем, у кого уже были Telegram-каналы и сообщества в VK — обе площадки сейчас находятся в топе по привлечённым продажам, интерес к их аудитории у бизнесов очень высок. Например, по подсчётам «Такпродам», продажи через Telegram в России на данный момент вдвое превышают онлайн-заказы, привлекаемые YouTube-авторами.
Скрытой золотой жилой оказался Яндекс Дзен, сумма продаж через который за последний год выросла на 17% — блогеры поспешили воспользоваться трендом и сейчас активно осваивают площадку. Средние чеки всех трёх площадок существенно выше, чем у их заблокированных коллег. По подсчётам «Такпродам», средний чек заказа, привлечённого из Telegram составляет 9795 рублей, из VK — 5939 рублей, из Яндекс Дзена — 4354 рубля. Средние чеки заблокированных платформ колеблются в диапазоне 2300–2800 рублей.
Впрочем, даже развитие на новых платформах не помогло большинству блогеров сохранить доход из-за общего сокращения рекламных бюджетов. Бренды уже перешли на более прозрачные и прогнозируемые каналы привлечения клиентов. Самые прозорливые авторы поспешили вслед за деньгами — многих это привело к партнёрскому маркетингу, который предполагает оплату только за результат (покупки, установки и заявки).
Сумма партнёрских продаж, привлечённых блогерами за последний год выросла более чем на 35%. Прибыли инфлюенсеров, работающих по этой модели, по подсчётам «Такпродам», также выросли на 20%.
Пару последних лет бренды наслаждались наплывом инфлюенсеров, согласных работать в самой простой и выгодной для них модели. Но рынок эволюционирует, и требования участников постепенно меняются. «Блогеры быстро разобрались с новым инструментом и стали активно выступать за гибридный подход — оплату и за целевые действия, и за клики. Поэтому с апреля мы начнём тестировать новую модель, в которой они будут получать оплату и за то, и за другое», — отметил Александр Блохин, глава «Такпродам».
Другим камнем преткновения долгое время были бартеры. Блогеры в бартере тоже заинтересованы и хотели бы получать больше таких предложений от брендов. Проблема в технических деталях — заключении контрактов, отправке товаров, решении юридических и финансовых вопросов. «Такпродам» вышла из этой ситуации за счёт упрощения работы с бартерами для своих клиентов. Продавцы и блогеры заполняют свои профили на платформе, указывая доступные для бартерного сотрудничества товары. Это подсвечивает общий тренд перехода юридической и финансовой волокиты от рекламодателей и блогеров на сторону платформ-посредников.
